В перечне НРИ-сеттингов в игноре почетное третье место за вестерном. В листе Enworld жанр обгоняет только (sic! – прим. ред.) биопанк, слэшеры и эротику. Почему истории про ковбоев не пользуются спросом при повальной моде на самих ганслингеров – вопрос достойный пьянки в салуне. Но каждое правило подтверждается исключением. На уровне знакомого названия в коллективном бессознательном ролевиков сохранились две игры с вайбом дикого Запада. В полуденной дуэли сегодня стреляются Malifaux: Through the Breach и Deadlands.
Автор статьи — заядлый бретер, поэтому найдет поводы стравить и сравнить эти системы. Правила Дуэли просты: Пришли двое – остался один. «Попадания» добавляют очки, «промахи» – отнимают. Выигрыш за тем, у кого больше.
Коротко о противниках:
Deadlands – На рынке с 1996 года, издается Pinnacle Group, актуальная редакция 2020 для Savage Worlds Adventure edition. Были попытки переноса на GURPS и d20.
Malifaux: through the Breach – корни вселенной уходят в варгеймы, который издается с 2009 года. Издатель – Wyrd Games.
Кто выбирает место?
Игру продает сеттинг.
Главная фишка мира Deadlands — альтернативная история:
Гражданская война закончилась “ничьей”. В поселениях ходят ужасные рассказы об индейских набегах с применением магии.
Сильнейшее землетрясение шрамировало Америку сплошной расселиной с жуткими тварями, но опасность повышает цены у торговцев сверхценным призрачным углем.
Безумные ученые в секретных лабораториях строят боевые машины судного дня. Еще были официальные кроссоверы с Werewolf: the Apocalypse, All flesh must be eaten и «Зовом Ктулху». (Попадание).
А в целом, дженерик — ” Красная Земля” + “Дикий Дикий Запад”.
Если интересует дотошное вживление в исторические события, но с налетом магии – ваш выбор. Мне такая подача не нравится. (Промах)
Как ответит Malifaux?
Что главное в вестерне: ковбои, пушки, индейцы и прерии?
Основа жанра — фронтир. Ощущение границы освоенных территорий, сразу за которой прячутся краснокожие, золотые ручьи и разбойники.
Through the Breach (“Сквозь Разлом”) под прикрытием магопанка на ура отрабатывает эту тему почти без клише в седельных мешках.
1787. Группа сильнейших оккультистов открывает в Санта-Фе портал в другой мир.
Первые исследователи «той стороны» обнаруживают город-призрак Малифо и шахту с магическими кристаллами, как их назовут позже, камнями Душ.
Минерал превращается во внушительный источник маны, заряжаясь смертями поблизости.
Открытие переворачивает Земную экономику и политическое устройство.
Контроль за активами многих стран оказывается у «надгосударственной» Гильдии, которая в праве запрещать поставки Камней Душ нелояльным правительствам.
Счастье длится недолго. Через 10 лет портал захлопывается вместе с вылетевшим трупом с подписью «НАШЕ».
Дефицит важнейшего средства производства дает старт Первой Мировой войне с последствиями в виде магических катаклизмов и эзотерических террористов.
Сто лет спустя (1900-е) Разлом в другой удается открыть вновь.
Но теперь колонист никогда не знает, кто поджидает его за поворотом: шестерка из триады «10 громов», безумный некромант в поисках свежего мяса, нечистый на руку законник или хтонический Нерожденный, который не приветствует пришельцев в с «другой стороны».
Думаете, за стенами города безопаснее? Во внешних землях кроме хищников есть и свои сферы влияния.
Аналог индейцев – гремлиноподобная раса Байу. После контакта с людьми сто лет назад они развились из первобытного общества в разбойничьи шайки с огнестрелом собственного производства.
Сеттинг позволяет играть и в хоррор, и в детектив, и в боевик, и в войны фракций. Да хоть в Индиану Джонса.
(Попадание).
За кем выбор оружия?
А что по рулсетам? «Мертвые Земли» выбирают основным движком Савагу, aka Savage worlds, aka «Дневник Авантюриста». Система крутая, но если раскурить. Драйвовая боевка и много ситуативных правил.
Матерый ведущий сразу найдет в корбуке лайфаки и упрощения под задачи своей игры.
Savage worlds проектировали как универсальный инструмент для любого сеттинга, поэтому возможности для создания персов почти безграничны.
Но совсем новичкам будет тяжко из-за отсутствия общего принципа игромеха: здесь кидаем такой кубик, тут – два. В этой ситуации пробрасываем навык, но именно в этом случае – стат.
На проверке выбираем кость с наибольшим результатом, а дайсы урона складываем. Все взрывается, на инициативу тянем карты, какие-то фишки.
Сложность броска всегда 4, но в ближнем бою она равна защите.
В общем, гейм мастер должен уметь объяснять и давать закреплять полученную информацию, пока та не встанет на автомат.
Malifaux: through the Breach позаимствовал игровую вселенную и движок у одноименного варгейма, но качественно расширил социальную часть.
Основа механа – колода судьбы. В игре используется как минимум две, но бояться сверхтрат на стафф не стоит: для онлайн пачек есть специальный аддон для виртуального стола Vassal.
Для живых подойдут обычные колоды по 54 за 30 рублей из киоска. Главное – договориться о названиях мастей и помнить, что король, дама и валет – это 13, 12 и 11.
При чеках навыков персонажи вытягивают карту из колоды (флип) и суммируют ее достоинство с модификаторами. Чем выше результат – тем лучше.
Различные факторы заставляют флипнуть несколько раз с выбором наименьшего или наибольшего значения.
Некоторые перки при выпадении определенной масти генерят различные доп. эффекты.
Нежелательный исход можно покрыть из своей руки, которая пересдается каждую сессию.
Попадание и урон сверяются по таблице с показателями защиты и выносливости цели. Игрокам объясняется достаточно легко.
К слову, кидают кубы флипают только участника вне ширмы. Монстра всегда бьет на фиксированный результат. Ведущий определяет только урон.
Механика очков действий создает прикольные условия для ганфайта: у стволов разное количество атак, боезапас и время на перезарядку.
В этом раунде ничья. Мощные плюсы систем уравновешены подводными камнями. Запишем по одному попаданию. Финальный раунд – за поддержкой и оформлением систем.
Кто секунданты?
Malifaux более стильный – богатая арт-база была создана еще для варгейма, где критичен товарный вид. (Попадание)
Для игры в «Мертвые Земли» необходима основная книга правил или быстрый старт, которые не идут в комплекте с сеттингбуком. (Промах).
Однако, по игровому миру за 27 лет издания накопилось около 500 дополнительных материалов. (попадание)
Промах обоих проектов – отсутствие поддержки в ру сегменте. Deadlands сейчас застрял в просаке между тиражами: старый распродан, актуальная версия сеттинга пока на этапе перевода.
Malifaux: through the Breach не был официально локализован. Интересантам могу предложить учить английский или внимательно искать с повязкой на глазу русские переводы.
Кто выжил?
Нет, равное количество очков дружбе выигрыш не присуждает. Так что побеждает Fate Core – там вы сделаете вестерн таким, каким хотите видеть. Например: