VSEMZDOROVA. Гость интервью – Масаси Кисимото в сфере НРИ. Этот человек-железо всегда доводит издателей до ручки, а проекты – до релиза. Лицо бренда «Опустить руки – только твое решение», популяризатор киберпанка и PBtA в ру среде – суровый Майор Иван Бласковиц.
Как майор Бласковиц стал твоим альтер-эго в медиа?
Вряд ли бы этот вояка из бумер-шутеров повелся на потрындеть и поделиться личным с подписотой. Они в его глазах были бы просто нумерами — органикой.
Забавная история. Я очень долго в юношестве пытался найти звучный псевдоним, который будет устраивать хотя бы месяц.
А затем я поиграл в новые части Wolfenstein. Там постоянно коверкали фамилию протагониста. Чин майора – отсылка к Майору Мотоко Кусанаги. Нежно люблю “Призрак в доспехах” 1995 и до сих пор считаю его лучшим, что было с киберпанком.
В аудиокниге “Нейромант” один из персонажей говорит твоим голосом. Причем ту озвучку делали Мир Тьмовцы: Адракс, Вошков, Шрекнет… Как ты то оказался в этой тусе?
Забавная история номер два. Яна мне порекомендовал мой товарищ Эмергент – автор НРИ «Шиноби» (обязательно ознакомьтесь, если еще не).
Я репостнул запись рассказа Вошкова с группы Сyberpunk zero, а после ко мне постучались в личку с предложением совместного подкаста.
Так дальше и понеслось. Много общались с ним, и записывались еще у его знакомых. Например, у Depressed Workshop про «Бегущего по лезвию».
У нас в планах было много чего. Но потом наши взгляды Яном сильно разошлись. Я не мог продолжать с ним общаться в том же ключе. Через год он умер.
Хочу сказать, что как бы я к нему не относился после его последних высказываний, я не могу игнорировать его огромный вклад в русскоязычную киберпанк культуру. Покойся с миром, Ян.
5 лет назад. Первая запись в группе Blaskowitz INC: «Как задать атмосферу классического киберпанка».
Таймскип. Жанр наколлабился и с Глюкозой, и с мультиками 2х2,
Импланты, корпорации и летающие тачки стали аксимой, которую не нужно объяснять или сюжетно выделять.
Это как набор фэнтези-иссекая: грузовик-сан, гильдия приключенцев, темный властелин и круглый город с рекой по центру.
В связи:
Вопрос А: Киберпанк – ядро истории или антураж?
Б: Как создать не киберпанкосодержащий, а не шаблонный киберпанк?
Для начала дам свое определение киберпанка. Читатели наверняка видели множество его вариаций:
Например, «Алиту» уже включают в этот список, а «Бегущего по лезвию» принято оттуда вычеркивать (с чем я категорически не согласен).
Поэтому уйдем от бестолкового “хай-тек лоу-лайф” и посмотрим вот в такое:
Киберпанк – горизонт нашего будущего. Не розовые мечты и утопии, где в мире все хорошо, летаем по космосу, исследуем его аля эдакие авантюристы. Это самый что ни на есть реализм в ближайшие 50 –70 лет.
Мы уже живем в том цифровом обществе, которое предсказали фантасты.
Гибсон писал про всемирную Сеть – и вот у нас уже реально есть интернет. VR очки – почти сим-стим из того же романа, стали обыденностью.
Недавно был бунт художников против нейросеток. Один из самых жутких для меня – у Алены Андроновой, актрисы озвучки, Т-банк украл голос.
Кто там говорил, что мы еще не в киберпанке?
Теперь по порядку.
А) И тем, и тем. У нас вполне себе может быть романтическая история в декорациях мрачного (реалистичного) будущего.
А может быть ядром как в «Нейроманте», «Периферийных устройствах» или сериях игр Deus Ex, где вокруг какой-то технологии происходит вся движуха.
В моем любимом “Призраке в доспехах” 1995 ключевая тема на поверхности – что будет, если человек синхронизируется с ИИ и достигнет технологической сингулярности.
Бонусом поиск себя, парадокс корабля Тесея и множество другого. Советую еще раз в просмотру, потому что могу.
Б) Хороший киберпанк и работает, когда в основе конфликта лежит как раз какая-то технология, которая кардинально меняет или может изменить общество, проявить его повседневную аморальность. И на фоне этого развиваются истории персонажей.
В такой ситуации нам интересно смотреть за тем, как они будут жить в этом мире и какие решения принимать. «Черное Зеркало» – как раз об этом и про это.
Я недавно писал системонезависимую завязку для игры – Peripheral Reflection (доступно на Станции Ролевой). Считаю, что она довольно интересная и может порадовать как новичков, так и ветеранов жанра.
Поговорим за обоснуй: Почему ты выбрал PbTA в контексте ” Сели&Сыграли”? Лайтрульных систем много: Osr, year Zero, Borg”…
PbtA решает для меня сразу несколько вопросов:
– Простой движок. Он очень гибкий. Исключая/ добавляя что-то в оригинальном AW, ты его не сломаешь. Об чем писал сам Бейкер в своих статьях (почитайте перевод в группе 2d6 стульев).
В STREET DOGS я очень элегантно вписал метавалюту, которую игроки получают за следование анимешным тропам. Работает как часы, до этого нигде в PbtA-like играх такого не видел.
ii. Концентрированный жанр. PbtA любят за то, что в играх обычно нет ничего лишнего.
В них нет миллиона опций как в обычных “мидскульных” играх (да, я буду использовать этот термин, что вы мне сделаете).
Их там ровно столько, сколько требует конкретный жанр. А если вдруг не хватает – можно довольно просто написать свои. И это даже поощряется, почитайте руллбук “Городских Легенд”, например.
iii. Совместное создание истории. Я очень ленивый мастер.
А еще я очень люблю общаться за столом. И в НРИ я прихожу именно затем, чтобы повзаимодействовать с людьми, а не сидеть по нескольку часов, выстраивая свой билд или считая циферки на очередном боевом энкаунтере. Это не мой тип фана.
PbtA позволяет переложить часть прав на игроков, которые будут вносить какие-то интересные элементы в окружающий мир. А я, как мастер, с удовольствием сам удивляюсь тому, что происходит.
Играю, чтобы узнать, что будет дальше. Терпеть не могу готовые сюжеты/сценарии, да.
OSR-like игры для меня не являются тем типом фана, который я хочу испытывать за игровым столом.
Много раз пробовал играть сам, смотрел игры Ивана Девятко…не мое. Я прекрасно понимаю, почему эта тема многим интересна, но я не в их числе.
YZ, если честно, для меня совсем не лайтрульная. Я помню как мы пять сессий запоминали что и как должно ломаться на кубах в “Мутантах”.
Отличным решением на этом движке были “Дети попали в пиздец”, но это все еще было не тем, что я искал под свои проекты.
Смотрел аудио стрим ” Детей в Пиздеце” от карт на стол. Ты там играл новогоднюю ёлку с базуками.
Насколько отличается актерство в НРИ от других медиа?
Для меня любителя – ничем. Мне просто нравиться кривляться голосом: придумывать разный тембр и какие-то фишки например с заиканием, бубнежом и так далее.
Это позволяет игрокам очень хорошо запоминать различного рода NPC, а мне – отрываться во время мастерения.
По поводу мидскула. В чем проблема его употребления в речи? Нас будут ждать в подворотне фанаты year zero с разноцветными кубами вместо кастетов с требованием пояснить за базар?
Я так называю некое общий подход игр нулевых, где миллион навыков и правил на все и про всё.
Привет дизайну Cyberpunk RED, который не изменился за тридцать лет. Там у нас все еще есть верховая езда. А лошади то есть?
Часто слышал от “именитых гуру”, что это слово вообще фу и неправильно его использовать.
Как ты успел заметить: я пофигист и делаю что хочу. Поэтому термин употреблять буду, потому что удобен.
А если и будут ждать, я предупреждаю их: в драке не душить – могу возбудиться.
В чатах обсуждается превращение PBTA в карго-культ. Инди и не очень разрабы на движе известного бренда переделывают свои задумки под движок. Часто без понимания, как работает механ.
Знаю людей, которые после контакта с неудачным релизом, скептически смотрят на систему в целом. Так ли легко разрабатывать игры на Powered by the Apocalypse?
Ну слушай, тут могу только сказать “нормально делай, нормально будет”. Шучу.
А вообще это проблема не только с PbtA. Люди в целом любят делать что-то без понимания работы инструмента.
Ко мне ОЧЕНЬ (!!!) часто приходят в группу с просьбой порекламить их не-ДнД переделку. Стоит ли говорить, какое там качество?
Стоит ли новичкам НРИ-девелопмента рассматривать этот движок для первого раза?
Кому-то этот инструмент действительно не подойдет. Особенно тем, кто пришел из более хевирульных систем и считает, что в любой игре должна быть боевка по клеточкам и спасы на внимательность.
Я бы сначала посоветовал поиграть в PbtA у хорошего мастера и распробовать какой-нибудь адекватный хак. Лучше как можно больше разных.
И только потом садиться пробовать что-то делать (вполне логично, но мало ли).
Сейчас проще всего хакать Trophy. Прям лучшее, что можно посоветовать новичкам.
Очень легковесная игра в жанре темного фэнтези, где персонажи неотвратимо погружаются во тьму во время своего последнего приключения. Главное – основных механик мало, и все они довольно гармонично существуют друг с другом.
Броски строятся на пуле d6.
Персонажи состоят из их профессии и предыстории, при этом навыки трактуются очень широко. Например, есть профессия Страж. У него есть Защита, Бдительность и Скорость.
Если при совершении проверки какой-то навык мне может помочь, я должен описать почему и получить плюс кубик.
Снаряжение простенькое и интересные ритуалы, но все они работают похожим образом.
Просто и удобно. И…по факту это все.
Соответствено, как минимум для рескина Trophy вам просто нужно составить список из 30+ профессий, предысторий и накидать еще всяких интересных расходников.
Уже знаю, как хакнуть его под киберпанк за один день.
Какая из твоих игр съела больше времени на геймдизайн?
Humanity Zero. Cамая моя первая разработка, в которой я решил сразу замахнуться на что-то грандиозное. Это было большой ошибкой.
Многострадальная история, в которой виноват и я, и геополитика, и множество других факторов.
Когда ты только начинаешь что-то делать, не обязательно игры, лучше всего реализовать что-то совсем простенькое. Посмотреть, нравится тебе или нет. Какие есть подводные камни, что ты не учел и так далее.
Я тогда ни о чем таком не знал и попал в производственный ад.
Игра должна была выйти как пару лет. Но случилось то, что случилось. Издатель – «Вечерние Кости» перестал существовать.
Это сильно ударило по мне, я находился в ауте. Собраться вышло только через полгода, кое-как и по крупицам.
Сейчас жду, когда «Рыжий Библиотекарь» даст зеленый свет на продолжение работы. К слову, вычитано их командой игра была еще в конце апреля.
Это к слову о сроках и работе с издательствами, но об этом как-нибудь в другой раз, если будет желание.
Аниме продает что-угодно: эротику, фэнтези, нуар — но не само аниме. В отличие от Street Dogs.
Какие прикольные жанровые тропы ты реализовал в ходах?
Хах, буду считать это комплиментом, спасибо.
На данный момент Псы являются моей лучше работой. Я там использую несколько смелых решений, о некоторых из которых уже упомянул выше.
Что же до ходов…их там огромное множество и даже сложно выделить что-то конкретное, но я попробую.
Есть общий ход «достучаться до сердца». Название говорит само за себя. При этом на среднем результате броска есть выбор «вам нужно сразиться с ним прежде чем он послушает». Типичный аниме троп с так называемой «нарутотерапией».
А у архетипа BADASS (Задира, засранец) есть ход «Это броманс, ублюдок!», который позволяет ему сразу же ввязаться в бой и если он победит – считать будто достучался до сердца на полный успех.
Две недели назад стартовал конкурс-хаков на EZY SYSTEM. Сможет ли эта система задать новый инди-тренд в СНГ?
Тут прям особо и нечего сказать. Диздок на 50 страниц мало кто будет читать, разве что сильные фанаты игр на нем.
Я честно пролистал несколько страниц и понял, что ничего интересного для себя я там точно не найду.
Не потому, что это плохо, а потому что этот движок, опять же, не позволяет воссоздать тот опыт и тип фана, который я люблю в НРИ.
На стриме хоррор муви Ворлда ” Чужой: Лучшее из двух миров” ты играл за бравого бойца спецназа, можешь рассказать о своем любимом типаже?
Есть у нас локальный мем про то, каких персонажей я обычно отыгрываю, так как в роли игрока выступаю очень редко.
Когда зовешь Бласко на игру, выбери три:
– он будет ухлестывать за чьей-то мамой.
– он введет что-то азиатское.
– он введет НПЦ, который в итоге будет главным злодеем.
– он будет антагонистом в партии.
– у него будет ребенок, которого он защищает.
Это все шутки, конечно, но в них есть доля правды.
Сейчас игровые стримы разделились на две категории: одни делают игру для себя, вторые работают на сценический эффект
К какой стороне примкнешь?
Я бы примкнул к тем, кто хочет зарабатывать на этом деньги и делает шоу. Иначе париться со стримом, оформлением, светом, камерами, звуком…звучит слишком запарно делать это за просто так.
БЛИЦ:
Лучший ПБТА-хак, почему?
Городские Легенды. Мне очень нравится, как написана сама книга, хотя решения в самой игре уже весьма устаревшие.
Самый крутой киберпанковый рокер? Сильверхенда не называть.
Если в вашем киберпанке есть рокер – это уже какое-то ретро.
Какая музыка больше подходит ритму жизни современного кибера?
Я просто обожаю музыку за авторством Hans Zimmer и Michael McCann (автор саунда в Deus Ex HR и MD). Считаю, что такая музыка хорошо подходит к киберпанку.
Еще совершенно великолепная композиция Making of cyborg из вступительных титр “Призрак в доспехах” 1995, однако тут скорее на любителя.
Почти любая форма synthwave должна подойти для чего-то простенького. Может еще и phonk добавлю сюда. Но это если вы совсем играете за уличную шпану.
Представь, что ты превратился в последний пбташный архетип, за который играл. Кто это?
Я сейчас играю типичного нуарного детектива в KULT:Divinity lost.
Рулбук какой игры снится тебе в кошмарах?
Warhammer: Only war.
Чтобы сказал Винсент Бейкер, увидев Humanity zero ?
«I don’t read russian, but it looks stylish».
К днд выходит киберпанковый сеттинг: твоя реакция?
Так уже – Carbon какой-то там. Ничего интересного.
КАПЧА: найдите весь киберпанк на картинке
Blade runner, Deus Ex, Cyberpunk, Cy_borg, Bubblegum Crisis (только сериал смотрел), State of mind.
В Поколение, Адептов, Параною, киберземлян и конкретно этот инфинити не играл/не читал, поэтому без понятия.
Самый животрепещущий вопрос тут будет, очевидно, про Shadowrun. Так, ну шо, держить за ваши ASS, щас будет база.
Это не классический киберпанк, а киберфэнтези. Смесь киберпанка и городского фэнтези. Об этом написано в самой книге, поэтому убирайте ваши ножи.
Можно ли в нем играть в классический киберпанк? Да, до второй редакции включительно (вроде как). До того, как мире появилась магия. Помним, что киберпанк – это горизонт нашего будущего. Очень надеюсь, что в нем не пробудится магия, хотя…я уже буду не удивлен.
Спасибо, что позвали, и что читаете. Будьте добрее к окружающим, делайте что по кайфу и живите эту жизнь на полную!