Ролевые игры ещё называют «играми воображения» — потому что в них важно придумывать, представлять, изобретать, фантазировать. Это касается не только создания сюжета. Даже в тактических боях полезно (и интересно) представлять, что на самом деле происходит в воображаемом мире, что могут сделать ваши герои и их враги.
Например, ваши персонажи угнали автомобиль и уходят от погони. В настольной или карточной игре это заключалось бы в передвигании фишек, бросании кубиков, выкладывании карт. Всё это вполне могло бы нарисовать красочную, киношную картину в вашем воображении. Ролевая игра может выглядеть похоже, но у персонажей появляется свобода действий. Они не ограничены тем, что говорят правила, карточки и фишки. Напротив, правила, карточки и фишки существуют чтобы обрабатывать идеи, заявки игроков о том, что пытаются делать их персонажи.
Если кратко, то так:
Настольная игра: Я кладу карту «Резкий поворот»! Значит, я резко поворачиваю!
Ролевая игра: Я резко поворачиваю! Вот, кладу карту «Манёвр».
В этом примере карта «Манёвр» одновременно подсказывает, что можно предпринять в такой ситуации, и даёт правила для обработки подобных действий. И в то же время она достаточно общая, чтобы игрок мог сказать на своё усмотрение «Я резко поворачиваю!», «Я съезжаю по насыпи!», «Я использую въезд как трамплин!» — или любую другую подходящую к ситуации заявку. Причём все эти действия скорее всего приведут к разным результатам: как минимум они подразумевают разные направления.
Вот пример автомобильной погони из «Ушу»:
Я с рёвом срываюсь с места и, воспользовавшись подъёмом, перелетаю через полицейский кордон, разворачиваюсь в воздухе на 90 градусов и приземляюсь боком, готовый рвать асфальт.
И ещё один:
Затем я вдавливаю тормоз и оборачиваюсь на 180 градусов, соскальзывая задом по крутой обочине. Сразу после того, как первый коп, матерясь, пролетит над нами, я газую и взлетаю по обочине как по трамплину.
Подробнее в вики: Свобода действий.