Данный пост является публикацией статьи «Обзорная статья Savage Worlds» от Александра «Katikris» Стрепетилова, чуть улучшенной и с иллюстрациями. ;]
Вступление
Необычное это дело — писать обзор игровой системы, по которой водишь уже пару лет. Обычно рецензии пишут после ознакомления с книгой, после пары-тройки игр, когда впечатления ещё свежи. Так сказать, на горяченькое. Однако же вот, спустя столько лет игры и вождения по Savage Worlds, я решил сделать её обзор для всех, кому это может быть интересно.
История
Savage Worlds (она же «Дневник авантюриста» в русском издании, которому дальше будет посвящён отдельный абзац) берёт своё начало с 2003 года. Базовые правила были взяты за основу из тактической игры с миниатюрами под названием Great Rail Wars (которые, в свою очередь, были упрощённым правилами Deadlands RPG). В 2004 году появилась книга правил в формате PDF (и сразу же Savage Worlds взяли награду «Выбор игрока» среди ролевых игр), в 2005 году последовало её печатное издание.
В 2007 появилась книга Savage Worlds Explorer’s Edition — можно сказать, вторая редакция игры. Изменений было не так много: ядро и большая часть ситуативных правил осталась нетронутой, разве что разнились детали. В том же году книга Deadlands:Reloaded (она описывала классический сеттинг «Мёртвых Земель» для новой редакции, подробнее о нём будет ниже) была выбрана «Лучшим дополнением к ролевой игре».
В 2011 году вышла последняя редакция правил — Savage Worlds Deluxe Edition. Изменения затронули правила ранений и погонь, в книге появилось больше материала для фентези-антуража. Кроме того, пополнился раздел для ведущего — появились советы по созданию собственных правил и игровых миров.
Создание персонажа
Правила игры используют принцип разрешения задач (task resolution, этот подход показывает, преуспел ли персонаж в каком-то конкретном действии), поинтовую систему создания персонажа (у игрока есть на выбор несколько очков, на которые он «закупает» параметры и способности героя), весь комплект игральных костей, а также колода карт с двумя джокерами и, по желанию, поле с миниатюрками.
Персонажа описывают его раса (или происхождение/национальность), параметры, изъяны, черты и, у некоторых, сверхъестественные силы. Рассмотрим эти параметры чуть подробнее.
Раса, как и говорит само название описывает принадлежность к той или иной расе. Разумеется, это всё сильно зависит от игрового мира. Например, в Мёртвых землях есть только люди, в Pirates of the Spanish Main (самые популярным игровым мирам будет уделён отдельный абзац) — описана национальность, а в «Красной Земле» — происхождение. В базовой книге приведено больше десятка самых разных рас: от гуманоидных андроидов и фантастических ракашанов до обычных эльфов и полуросликов. А самое главное, в книге есть конструктор рас, который позволяет за десять минут собрать себе что-нибудь небезынтересное.
Параметры героя (стандартные характеристики и навыки, которые вы могли видеть в любой другой игре) описываются значением игральной кости. Так, герой со Смекалкой d10 будет умнее героя со Смекалкой d6. К слову, значение d6 приравнивается к значению Смекалки обычного человека. Параметры делятся на характеристики (их 5: Ловкость, Смекалка, Характер, Выносливость, Сила) и навыки (например, Драка, Стрельба и Маскировка).
Изъяны формируют отрицательные стороны персонажа. Они бывают совсем разными, например, социальные (Враг или В розыске) или физические (Однорукий или Хромой). Изъяны дают дополнительные пункты, которые можно потратить при создании персонажа.
Черты — основные достоинства и способности персонажа. Они уникальны, не измеряются значениями игральной кости и также разнятся по смыслу. Одни черты (черты предыстории) делают героя, например, Богачом или Аристократом. Другие формируют боевые умения, например, черты Атака с двух рук или Меткий стрелок. Третьи дают преимущества какой-либо профессии, например, Учёный или Изобретатель. В базовой книге представлено около полусотни черт для самых разных игровых миров и в разном антураже
Помимо прочего у персонажа есть производные характеристики: Шаг (его скорость), Защита (защита в ближнем бою), Стойкость (сопротивление урону) и Харизма (внешность и влиятельность персонажа).
Из значимого стоит ещё отметить т.н. Мистические дары — особые черты, которые позволяют персонажам использовать сверхъестественные силы. Будет ли он колдуном или жрецом, псиоником или безумным учёным — решать только вам. В базовой книге представлено примерно три десятка заклинаний, пять магических путей и несколько страниц ситуативных правил по колдовству.
Базовая механика
Базовое правило очень простое: чтобы определить успешность действия, ваш персонаж должен получить 4 или больше при проверке того или иного параметра. Например, стрелок должен получить 4 или больше при проверке навыка Стрельба, чтобы поразить цель.
Если на игральной кости выпадает максимальное число (6 на d6), то она «взрывается» — вы кидаете её ещё раз и прибавляете результат к предыдущему. О, сколько непредсказуемости в своё время принесло это правило, поскольку проверки урона тоже взрываются.
Кроме того, если итоговый результат вашего броска превышает сложность на 4, то вы получаете подъём — «превосходный успех», то есть вы не просто достигли успеха, а ещё что-то хорошее произошло. Например, получив 8, вышеупомянутый стрелок нанесёт дополнительные повреждения.
В разделе «создание персонажа» я говорил, что для игры необходимы игральные карты. В Savage Worlds они служат ещё одним генератором случайных чисел, но работают гораздо быстрее. С помощью колоды определяется инициатива, также карты участвуют в некоторых мини-играх: Вызов судьбе, Погони и так далее.
Хочу также отметить ключевой момент: в игре сильно разнятся герои первого и второго плана. Персонажи игроков и ключевые персонажи ведущего, в том числе и разные главные злодеи, — это т.н «дикие карты». Те, на ком акцентируется наша история. «Дикие карты» могут использовать особые фишки, чтобы перекинуть любую проверку или попытаться избежать урона. Помимо этого, они ещё обладают особым, «диким», кубиком, который кидают при любых проверках, выбирая любой из двух выпавших результатов. Персонажи же второго плана (которые зовутся здесь «статистами») не имеют таких преимуществ, и с ними проще справиться.
По-хорошему, это все основные правила, которые достаточно знать игроку. Однако, игра изобилует огромным количеством деталей, предлагая ситуативные правила на любой вкус и цвет (в том числе и мини-игры). Например, часто применяемые нами правила Погонь (довольно лёгкие и абстрактные) и Массовых сражений. Кроме того, в книге очень много дополнительных боевых правил: различные манёвры, приёмы, фланкирование и т.д. На мой вкус, этот блок правил придаёт очень большой вес системе, делая её отличным выбором для тех, кто любит тактические боёвки.
Личные впечатления
Я вожу Savage Worlds уже около 2,5 лет.
Почему именно эта система? Всё просто: она отвечает заданному стилю и антуражу игры. Кроме того, в ней поддерживается «золотая середина» между количество игромеханики и простотой обсчёта.
Также, из плюсов я бы отметил её универсальность: из базовой книги вы можете поиграть в какую-нибудь простую фантастику, современность или фентези. Generic Fantasy с элементами планарки — вообще мой любимый антураж, однако им дело не ограничивается.
Ваш покорный слуга водил и космооперу, и супергероев, и фантастический боевик на заброшенной планете. Кроме того, лично для меня большой плюс заключается в том, что книга даёт возможность легко создавать свои правила. Вам кажется, что герою не хватает черты «Охотник на вампиров»? Придумайте, пожалуйста! Вас не устраивает список навыков? Обсудите с вашей группой и примите решение. Ну и последнее, время подготовки ведущего. На небольшое приключение мне нужно потратить совсем немного времени, чтобы составить более-менее интересные сцены, которые были бы действительно напряжёнными.
Однако игра, как и любая другая, не свободна от недостатков. Зачастую боевые правила накладывают достаточно много обсчёта: +2 за прицеливание, +1 за черту Именное оружие, +1 за двойной выстрел, -2 за темноту, -2 за укрытие — подсчёт подобных модификаторов, порой, откровенно достаёт, однако игрокам после любой другой heavy-rules системы не составит проблемы сосчитать суммарную проверку.
Кроме того, некоторые ругают игру за случайности и математику. С этим тоже всё более-менее в порядке — в конце будет ссылка на подсчёт вероятностей в SW. У меня к игре есть ещё пара небольших претензий: нет хорошего инструмента балансировки боевых столкновений, а также не очень хорошая поддержка героев высокого уровня (из базы, по крайней мере).
Игровые миры
За десять лет существования Savage Worlds успела собрать просто невероятное количество игровых миров (надо же оправдывать своё название, не так ли?). Каждый из них совершенно фантастичен, уникален и… странен.
Что вы скажете насчёт мистического Дикого запада с элементами хоррора и стимпанка? Или как вам эпоха викторианских героев в стиле «Лиги выдающихся джентльменов»? Ниже я приведу список тех игровых миров, с которыми знаком, а также дам личные комментарии о тех, которые водил сам:
- Мёртвые земли (они же Deadlands): мистический Дикий запад, в котором история пошла по иному пути. Катастрофа на Западном побережье США изменила всё: в наш мир прорвалась магия духов, люди нашли новое топливо (что горит сильнее угля в 10 раз!), а легенды о монстрах с каждым днём всё больше похожи на явь (книга в PDF издана на русском языке, готовится её печать, есть PDF).
- Rippers: викторианская эпоха. Персонажи состоят на службе Абрахама Ван Хеллсинга и противостоят Кабалу — сборищу жутких тварей под предводительством Джека Потрошителя. Расследования, слежка, погони по крышами и нуарный ночной Лондон.
- Pirates of Spanish Main: авантюрные приключения пиратов XVIII века. Пусть мир и не является исторически точным, вы с лёгкостью можете погрузиться в карибскую романтику и экзотику. В комплекте: новые правила по фехтованию и столкновению эскадрилий.
- Runepunk: совершенно необычный игровой мир — персонажи игроков живут в необычном городе, который населяет множество необычных жителей. Этот город закрыт Тенью от остального мира, и игра рассказывает нам о выживании в таких условиях. Смесь урбан-фентези и стимпанка.
- Necessary Evil: в этом игровом мире бесконечное противостояние суперзлодеев и супергероев окончилось поражением последних. И в этот момент нагрянули захватчики, и теперь только злодеи могут попытаться спасти этот мир. Конструктор суперсил в наличии.
- Sundered Skies: мир, который описывает множество расколотых островов, а люди путешествуют меж ними на летающих кораблях. Воздушные пираты, магия светила, необычные расы — вот чем цепляет этот сеттинг.
Русские издания
В 2011 издательство «Studio 101» перевело и выпустило книгу Дневник авантюриста (она же Savage Worlds Deluxe Edition) не только в электронном, но и в печатном виде. На тот момент это был их второй или третий официальный продукт. Несмотря на все трудности, книга получилась весьма хорошего качества, формата А4, с глянцевой бумагой и твёрдой обложкой, полноцвет. Её вы можете спокойно приобрести на их сайте.
Но главное то, что русское издание Savage Worlds поддерживается — вы можете задать вопрос по правилам на их форуме и вскоре получить ответ. То и дело выходят различные дополнения: приключения, дополнительные правила и новые игровые миры — некоторые платные, некоторые бесплатные.
Самое интересное – это то, что вы можете написать свой материал для игры: приключение или несколько правил. И если у вас действительно хороший материал, то он может попасть на сайт.
Причём написание фанатских материалов поддерживается лиценизей: вы можете написать конверсию какого-либо мира (скажем, те же Звёздные войны) под Savage Worlds, и она будет считаться официальным бесплатным продуктом (ниже размещена ссылка на множество бесплатных конверсий и правил). Вам даже предоставят бесплатный хостинг и возможность обсуждения на форуме Studio 101. Если же вы нацелены на серьёзное дело и готовы написать качественный материал, то дерзайте и связывайтесь с издательством. Быть может, ваш продукт будет настолько удачным, что станет коммерческим.
Русские игры
Несколько авторских коллективов уже попробовало себя в издании игровых миров для «Savage Worlds». Я играл по обоим из них, и должен сказать, что это действительно крутые вещи, а авторы просто молодцы:
- «Красная Земля»: мистическая Гражданская война 1917 года, сыграйте за Красное, Белое, Зелёное или Чёрное движение, повстречайте легендарных героев того времени и узнайте секреты «Красной Земли».
- «Волчье солнце:» игра в антураже городского фентези, где главными героями выступают оперативники особого подразделения ФСБ, которые обладают сверхспособностями. Посвящённые должны неустанно следить за порядком на тёмных улицах и не допускать раскрытия тайны существования сверхъестественного мира.
В итоге
Savage Worlds — настольная ролевая игра, которая подойдёт любителям тактических боёв, классических правил и героецентричных историй. Также, если вам нравится «играть с правилами» и вы предпочитаете универсальные игры, то эта игра для вас. Разумеется, большим плюсом является и то, что игра издана и поддерживается на русском языке.
На этом я пока хотел бы закончить и без того растянувшийся обзор.
Полностью поддерживаю автора в его отношении к системе. Переполз на SW с GURPS’а, и обратно не тянет :)