Это — девятая часть цикла переводов материалов из блога TheAlexandrian.net, посвящённых практикам Hexcrawl.
- Оригинал статьи вы можете найти перейдя по ссылке.
- С общим списком наших переводов Вы можете ознакомиться здесь.
Организация документов и материалов игровой кампании всегда была для меня излюбленной темой, и я не думаю, что в этом вопросе уже расставлены все точки над «i», особенно в вопросах относящихся к конкретным методам работы с этими материалами.
Здесь я не могу не вставить шпильку в бок всем тем абстрактным рекомендациям, которыми переполнены все эти книги «советов ведущим».
Благодаря таком постоянному интересу и непрерывному изучению всё новых техник, в моём опыте вряд ли найдутся хотя бы две игровые кампании, во время которых я использовал одну и ту же методику ведения документации.
И, как показала практика, даже сходные по структуре сценарии могут существенно различаются при различных подходах к документированию.
Как бы-то ни было…
Текущее состояние
В моей кампании «Трацианский Hexcrawl» я использую четыре типа документов.
Карта с гексами
Квадрат размером 16×16 (суммарно – 256 гексов).
Создание целых 256 уникальных описаний гексов было весьма трудоемким. Если бы я начинал эту кампанию с нуля, я взял бы квадрат 10×10 или 12×12.
Однако в силу ряда причин (уходящих корнями в те дни, когда эта кампания ещё не использовала структуру Hexcrawl) у меня были причины сделать карту именно такого размера.
Основной архив
Папка-скоросшиватель, содержащая основной архив различных объектов моей кампании:
- Две страницы общего описания мира (цивилизованные нации, племена Хаоса, исторические эпохи / летопись);
- Восемь страниц таблиц случайных встреч (по одной для каждого из шести различных климатический зон карты);
- Около ста страниц с описаниями содержимого гексов.
Дополнительный архив
Толстая папка с кольцами. Каждый документ/файл в этой папке посвящён отдельному большеразмерному игровому объекту.
Как правило сюда попадают объекты с описаниями более одной страницы и/или те объекты, по которым нужно регулярно вести дополнительные заметки (как например, объекты с нарушенным статус-кво (см. ниже), ранее посещавшиеся персонажами игроков)
Бланк состояния кампании
Этот бланк я перепечатываю и дополняю перед каждой игровой встречей. Содержимое бланка отражает развитие кампании в целом.
Сейчас бланк состояния включает в себя:
- Список текущих событий в Каэрдхейме и Маэрнате (крупнейших городах региона, часто навещаемых героями кампании);
- Список пустующих архитектурных/подземных комплексов (каждую игровую встречу я произвожу проверку того, не были ли они перезаселены)
- Таблицу свежих слухов;
- Заметки по различным делам/гешефтам, в которые вовлечены герои;
- Таблицу лояльности наёмников, услугами которых пользуются герои.
Самыми важными частями этой системы конечно же являются список описаний гексов и папкой с дополнительным архивом.
Я потратил целых две недели, описывая каждый из 256 гексов карты кампании.
Однако в награду за подобный тяжёлый труд я получил чрезвычайную лёгкость подготовки к игровым встречам.
Теперь я никогда не трачу более чем 10-15 минут для подготовки к игре, да и вся подготовка сводится к обновлению Бланка состояния, и чтению нескольких заметок, для того чтобы освежить в памяти предыдущие игровые события.
Status Quo
Вообще говоря, мой обычный метод подготовки (применяемый и для «Трацианского Hexcrawl») состоит в том чтобы установить некоторый статус-кво существовавший до момента появления героев.
Когда же герои появляются на сцене и взаимодействуют с игровой средой, их действия вызывают каскад изменений статуса, рапространяющихся очень быстро и очень далеко.
Однако, в случае отсутствия каких-либо действий со стороны героев, мир игры всегда стремится восстановить своё первоначальное состояние (и я уже касался этого вопроса в своём эссе «Не планируйте сюжеты!»).
Подобный метод конечно же работает только тогда, когда у вас есть прочная и бесшовная базовая структуры для предоставления героям всеразличных сюжетных зацепок.
В случае hexcrawl-кампании такой структурой служит сам Hexcrawl, дополняемый мной при помощи таблицы слухов.
Преимущество метода статуса-кво состоит в уменьшении трудозатрат ведущего (ведь задача манипулирования двумя с половиной сотнями готовых гексов на практике до смешного проста).
Этот метод также уменьшает непроизводительные затраты усилий (у вас нет необходимости постоянно отслеживать все-все фоновые события за пределами поля зрения героев).
Однако, суть важно понимать, что выражение статус-кво означает далеко не скуку и далеко не бездействие игрового мира.
Для примера, статус-кво в случае лагеря гоблинов-работорговцев не обозначает, что гоблины просто сидят ровно.
Напротив, статус-кво здесь – непрерывный поток рабов, поступающих в лагерь и перепродающихся всем желающим.
Продолжение следует…