Когда я получил откорректированный перевод Лихорадочной Топи, мои игроки как раз решили исследовать места отдалённые от первого города — повелись на слухи о великих зелёных драконах — пошли на юг и упёрлись в болота. На момент, когда мы взяли перерыв в кампании, игроки пробыли в топях 6 сессий по ~6 часов (или чуть больше 100 дней в мире игры).
За это время я собрал несколько советов, которыми хочу поделиться со всеми, кто возьмётся провести это приключение.
Ведите журнал каждого дня на болотах.
Из-за того, что время может лететь довольно быстро (например, никто не встретился и никто даже не чихнул), не стоит на один день отводить более 5 строчек в блокноте. Я разлиновал свой блокнот заранее, что позволяло в момент подготовки к игре записать местонахождение Горы Трупов и Дедушки Трухуя (после того, как игроки случайно разбудили его, подорвав бочки с порохом в трюме затонувшего наполовину корабля). По желанию, наверное, туда можно занести и подготовленные случайные встречи, но я предпочитал не знать, когда игрокам встретится тот или иной монстр. Сюда же можно прописать заранее предсказанную погоду, числа из вашего календаря или просто номер дня в экспедиции. А на самой игре вписать номер гекса, куда пришла группа и с кем там повстречалась.
Делайте проверки на случайные встречи каждый день.
Так гласят правила самого приключения. Но я действовал в соответствии с правилами B/X, учитывая тип местности: был шанс 3-к-6 никого не встретить. Хоть издатель и утверждает, что это приключение будет комфортно для персонажей 4-5 уровня, он и не исключает его использования для 1-уровневых осторожных приключенцев. В этом, я считаю, помочь им должна система реакций врагов, о которой не стоит забывать, если она прописана в ваших правилах. Вдобавок, не все встречи в таблице опасны для жизни. Ну и никогда не поздно перечитать правила погони (или побега ;))
Помечайте, сколько длятся болезни.
И не забывайте, что проверять не заразились ли персонажи новыми болячками нужно каждый день. Помните о сроке годности еды и придумайте, что будет, когда персонажи наконец-то отведают испорченную. Я рекомендую не рассказывать игрокам, нужны ли для прохождения болезни последовательные или обычные спасброски, как и об их количестве. Зато можно включить намёки на способы излечения и информацию о болезнях в ваш список слухов.
У вас есть горсть к100 разных цветов?
Наконец-то можно использовать их: определив цвет для каждого персонажа, делать проверки на болезни одним махом для всей группы и для наймитов в том числе.
Ориентирование на местности.
Если вы решите дать игрокам карту, которую они смогут “открывать”, то самое время вспомнить про возможность потеряться из используемой вами системы правил. Спасибо am_, что включил в локализацию карту без нумерации; я только сейчас понял, для чего она и почему там нет белых гексов.
Доработайте монстров.
Статблоки монстров в приключениях довольно скудные. Мне в B/X сильно не хватало банально скорости передвижения. Хорошо бы определить её как для “суши”, так и для болот (смогут ли Ходульники догонять персонажей на лодках?). Можно дорисовать и спасброски, впрочем, лично нам они не потребовались. Мировоззрение, может тоже не пригодится, а вот о сокровищах монстров предлагаю подумать. Да, понимаю, болота. Но, чёрт возьми, ни у одного монстра они не подписаны, это не дело. Напоминаю, что сокровища не обязательно должны вываливаться из карманов крокодилов или из их вспоротого брюха. Пусть кто-то из персонажей заметит пятно крови или обломки лодки за стаей, которая к ним направляется. Вот вам и стимул не бежать сразу от схватки или придумать, как ещё можно захапать то, что может скрываться под водой.