Введение
Мы продолжаем знакомить вас с российскими и зарубежными материалами по гейм дизайну. И сегодня мы хотели бы дополнить эссе Дж. Александриан «Открывая ваш игровой стол», его более поздним и зрелым рассуждением на ту же тему. Наша версия манифеста, базируется на переводе Ангона, который, к сожалению, так и не был опубликован (насколько нам известно).
В своём манифесте Дж. Александриан как повторяет базовую информацию, так и глубже раскрывает тему открытых игровых столов. Рассуждает об их плюсах и минусах, с высоты нового опыта, который он приобрёл за прошедшие 5 лет. И задаёт новые вопросы, на которые ищет ответ вместе с читателем.
Этот манифест будет полезен ведущим, которые задумываются о проведении открытого игрового стола, или хотят понять, почему их открытый стол прошел не так, как им бы хотелось. А так же всем тем, кто хотел бы привлекать в наше хобби новых людей и развивать своё микро-комьюнити.
Так же, вы можете узнать об опыте других ведущих открытых игровых столов, из серии интервью.
Об авторских правах
К сожалению, нам не удалось выйти на связь с Ангоном и Фланнаном, авторами первой версии перевода этого текста, и получить однозначное разрешение (или твёрдый отказ) в использовании их перевода как основы для данной статьи. Если вы можете с ними связаться, пожалуйста, попросите их написать нам и озвучить свою позицию.
Публикуется в данном блоге с личного разрешения Джастина Александера.
Глава 1: Манифест открытого стола
Оригинал: Open Table Manifesto
Написал Джастин Александер в августе 2016
В 2011 я написал эссе «Открывая ваш игровой стол». В нём я утверждал, что мы сможем чаще играть и вовлечём больше людей в хобби, если изменим свой подход к НРИ. Тогда меня опьяняли возможности формата и в тексте я не смог выразить ничего, кроме легкомысленного восторга. Оно и ясно. В 2011 я только-только узнал о существовании «открытых столов».
Но с тех пор многое изменилось. Теперь за моими плечами целых пять лет опыта. Я видел, как открытые столы приходят к успеху, видел, как они идут по пизде и пару раз даже заставал их в неком третьем, промежуточном, состоянии. И я готов поделиться усвоенными уроками. Какие-то вещи перекочевали сюда прямиком из прошлого текста. Но, думаю, в «Манифесте» предостаточно нового материала и он заслуживает вашего внимания.
Покидаем мяч?
Представьте, что друг предлагает вам присоединиться к бейсбольной команде. Но вы ничего не знаете об этом спорте и спрашиваете «А что для этого нужно?».
В ответ вам говорят «Ну мы каждую среду по три часа тренируемся. А ещё следующие семь месяцев будем по субботам играть в любительской лиге. Пропускать нельзя, конечно, но оно того стоит!» .
Думаю, вы бы приняли это предложение только если вам РЕАЛЬНО ИНТЕРЕСНО узнать что такое этот их бейсбол.
И если бы вы всё-таки решились стать частью команды, вложили в неё кучу времени и сил… Вам стал бы важен уровень игры, не так ли? Вы не стали бы зазывать в эту команду непонятных людей с улицы. Только лучших из лучших. Тех, у кого есть реальный потенциал стать крутым игроком и усилить состав.
Кроме того, игра в команде отнимает кучу времени. А все мы тут взрослые люди с работой, личной жизнью и кредитом на Ford Focus. Так что времени посещать игры сразу двух или трёх команд ни у кого нет. И рано или поздно вы просто привыкните играть со своей проверенной командой и прекратите звать новых людей, ведь все места будут заняты.
Ясен хуй, никто бы не играл в бейсбол, если бы это был единственный способ начать. Поэтому, обычно всё начинается с простой фразы «Хочешь побросать мяч?». Это ведь легко. Просто ловишь мяч и кидаешь его обратно. А когда надоедает, откладываешь мяч в сторону и идёшь по своим делам. Времени это занимает совсем чуть-чуть и скорее всего вы бы согласились, если бы кто-то предложил вам поучаствовать.
Некоторые попробуют один раз и навсегда забудут об этом. А некоторые влюбятся в это дело, станут настоящими фанатами бейсбола и начнут участвовать в любительских соревнованиях. Всё начинается с простой игры в мяч.
Фиксированная группа
В НРИ аналогом любительских соревнований будет фиксированная группа. Это самый популярный подход к нашему хобби и выглядит он примерно так: устоявшаяся игровая партия из человек пяти-шести регулярно собирается, чтобы рассказать историю сессий на десять-двадцать. При этом каждая сессия длится от четырёх до восьми часов.
Если вы соглашаетесь играть в такой компании — вы подтверждаете, что готовы посвятить этому делу часов восемьдесят своей жизни. Иногда эти часы уложены в пару месяцев, а иногда в несколько лет. И, конечно, пропускать игровую встречу — моветон. Ведь потеря персонажа в ключевой момент истории может полностью разрушить сюжет. «Жаль, что Билли нет с нами. Он ведь всю жизнь мечтал воссоединиться со своей семьей. Если бы только в последний момент его не вызвали обратно в деревню, чинить телеги. Эх!».
И далеко не все ведущие готовы водить «пляжный эпизод».
Конечно, такая преданность делу позволяет достичь поразительных результатов. Например, в прошлом году я провёл игру по системе Trail of Cthulhu на целых 22 сессии (или 95 часов)! Она называлась Eternal Lies. Там персонажи игроков постоянно обретали новые грани и развивались как личности. Поэтому итоговый сюжет вышел по-настоящему глубоким и интересным.
Или вот другой пример. Моя игра по DnD, которую я вожу аж с 2007 года (а сейчас, на секундочку, 2016)! Игроки настолько сплотились между собой за это время, что нам открылись творческие возможности, недоступные только что познакомившимся людям. В сыгранной партии можно позволить себе действовать более дерзко и рискованно — твои идеи поддержат и разовьют другие игроки.
Но такой формат имеет свои минусы.
Далеко не каждый имеет возможность присоединиться к фиксированной группе. У некоторых людей банально нет времени. Или может когда-то оно было, но сейчас сплыло. Да и новых людей просто так не пригласишь. Вдруг человеку не понравится и он захочет уйти после первой встречи, а Ведущая уже сто сессий контента заготовила с учётом его персонажа.
К сожалению, многие думают, что без этого в НРИ никак не поиграть. «Не можешь выделить 95 часов? Нет возможности два года подряд каждую субботу приходить в клуб? Всё, значит, никаких настольных ролевых игр для тебя. Пошёл нахуй, грязный казуал».
Но это заблуждение. Есть и другой вариант: свободное посещение (aka “Открытый стол”)
Этот формат отличается тем, что почти не требует подготовки от игрока. В этом он похож на игру с мячом. Можно спонтанно начать, как только вам с друзьями захочется. Также «свободное посещение» позволяет приглашать к сотворчеству всех заинтересованных людей, а не только проверенных годами. И в целом помогает впустить большее количество участников. Это круто!
Почему это круто? Потому, что вам больше не придётся волноваться о согласовании расписаний. Хотите сыграть в четверг? Отправляете в чат сообщение «Вожу DnD в четверг. Кто хочет присоединиться?» — и всё. Готово. Никаких перерывов на два месяца из-за игрока, которого срочно отправили в прошлое предотвращать вторжение инопланетян. Кто пришёл, тот пришёл.
Встретились с друзьями и не знаете чем заняться? Почему бы не организовать игру в формате «свободного посещения»? Для этого не нужно длительной подготовки. Просто собрались и играете.
Приглашать новичков тоже станет легче. В «свободном посещении» они могут сыграть один раз и пойти своей дорогой, не нарушая целостность сюжета.
В последние годы я от многих слышал такую жалобу «Не могу людей на игру набрать, а всех кого знаю уже позвал ;(». Со свободным посещением такой проблемы не возникнет. У вас в считанные минуты соберётся столько игроков, что вы не будете знать куда их девать (если вы знаете, как и где их массово рекрутировать — прим. ред).
Когда я только начинал экспериментировать с этим форматом, у меня было 8 или 9 имен в списке НРИ-контактов. Через пару месяцев их число перевалило за 30. А сейчас уже больше 60. Всё это активные игроки.
Это стало возможным только благодаря «свободному посещению».
Такие игры могут быть полезны, даже если вы предпочитаете фиксированные группы. Кто знает, кого вы встретите на следующей игре «быстрого приготовления»? Нового лучшего друга? Пополнение своей основной игровой группы? Нужно попробовать, чтобы узнать. Именно на играх в формате «свободного посещения» я встретил игроков, которые позже сыграли в Eternal Lies. И когда мне понадобилась временная замена в моей длиннющей игре по DnD, я сразу понял, кого стоит позвать.
Благодаря этому формату можно легко завести новые знакомства, начать чаще играть, прокачать навыки Ведущего и протестировать новые идеи с минимальным риском. Я абсолютно уверен — если вам нравятся НРИ, вам нужно попробовать игры со «свободным посещением».
К тому же, это отлично помогает популяризировать хобби (что полезно для всей НРИ индустрии). Любой человек может прийти, поиграть и потом рассказать друзьям о произошедшем. Именно так работает сарафанное радио. Именно так вещи становятся популярными.
Сейчас, в эпоху фиксированных групп, НРИ стало тяжело нести в массы. Но так было не всегда. Когда-то давным-давно, первая версия DnD была разработана именно с расчётом на «свободное посещение». Да и во времена наибольшей популярности НРИ в сообществе ценились открытость и возможность вовлечь людей со стороны. Не думаю, что это совпадение.
Тогда же были придуманы мегаподземелья — первая в мире игровая структура. Всё началось с «Замка Блэкмур» Дэйва Арнесона и вдохновлённого им «Замка Грейхок» Гарри Гигакса. Уже потом Ведущие по всему миру подхватили созданные Гигаксом правила первой DnD и начали воплощать в жизнь свои собственные мегаподземелья.
И так уж сложилось, что мегаподземелье тяготеет к «открытому столу». Ведь подземелью неважно, кто именно пытается достать из него сокровища. Каждую неделю это могут быть совершенно новые персонажи. Ямам с кольями от этого хуже не станет.
Арнесон и Гигакс рассказывали, что в их играх обычно успевает поучаствовать игроков 50, если не больше. Их кампании расцветали от такого количества участников. Обилие игроков означало разнообразие решений. А без него «посмотреть всё», что Гигакс и Арнесон заготовили, было просто невозможно.
Впрочем, мегаданж — не единственный формат игровых декораций, подходящий для «свободного посещения». Но о других мы поговорим позже. Сначала давайте сделаем отступление и поговорим о том, что вообще нужно для успешной игры в этом формате.