Написал Борис Курочкин в 2017 году для паблика ELYSIUM
Материал публикуется с разрешения автора
Тема подготовки мастера перед игрой не раз всплывала в обсуждениях и постах нашей группы. Я хочу рассказать вам, как пишу сценарии для своих игр.
Чтобы не брать примеры с потолка, я буду создавать сценарий своей будущей хроники одновременно с написанием этой статьи.
Почему апокалипсис?
Первый серьезный прорыв в ведении игр мне удалось сделать благодаря системе Apocalypse World ( авт. Винсент Бейкер). Наверняка многие из вас играли в нее и составили какое-то мнение. Нравится она далеко не всем (по секрету, я от нее тоже не в восторге), но по моему мнению Бейкер сделал удобную и универсальную систему создания игровых сценариев. Да-да, читатель, я говорю тебе о великой и ужасной системе Фронтов.
Я не скажу, что это прямо какое-то откровение или, что там написан какой-то невероятный секрет. Система Фронтов – это максимально оцифрованная инструкция для создания сторон конфликта. Это напоминает школьный тест. Тебе не нужно писать сочинение, тебе нужно выбрать вариант ответа.
Если вы как следует распишите систему фронтов для своей игры, у вас никогда не будет проблем с “неправильными” решениями игроков, которые делают совсем не то, что вы о них ждете (а так всегда и бывает). Любые решения игроков (и даже отсутствие решений) будут влиять на вашу игру и играть на руку одной из сторон конфликта.
Хочу вас предупредить. Книга изобилует яркими нарочито “апокалиптическими” словечками и названиями . Это может сбить человека, который хочет водить WoD, но я уверен, что это универсальные типажи, которые подходят большинству сеттингов. Просто взгляните на них шире и попробуйте ухватить суть.
Идея будущей игры
Не знаю как у вас, а у меня идея игры рождается из нескольких ярких сцен. Я просто отчетливо представляю их себе, а потом начинаю думать о том, при каких условиях это могло произойти.
Идея игры, сценарий которой я буду писать, возникла из двух сцен:
- Несколько сородичей обустраивают временный Элизиум в ломбарде. Они сдвигают пыльные диваны, занавешивают шторы, проверяют помещение на наличие жучков. В соседней комнате в наушниках сидит “наглухо” задоминированный хозяин ломбарда и пялится в монитор компьютера.
- Под проливным дождем неонаты раскапывают могилу, в которой лежит погруженный в торпор сородич. Корни деревьев настолько густо опутали его тело, что стали напоминать природный саркофаг.
Давайте начнем с первой. Какого черта? Зачем сородичам понадобилось собирать Элизиум в таком месте? Вряд ли это постоянное место для их сборищ. Тут я дал волю своему воображению и вооружившись вопросом: “А что если…?” начал работать над этой идеей.
“А что если … ?” – это вопрос, который поможет вам делать интересные завязки сюжетов, неожиданных персонажей и запоминающиеся локации. Если вы задаете этот вопрос и понимаете, что вам хочется узнать ответ, вы все сделали правильно.
- А что если Тремеры смогли захватить в плен Катаяна и стали изучать его в лаборатории? (одна из завязок игры “Family Silver”)
- А что если вампир-некромант из клана Джованни будет художником? (Тони Ротштейн – персонаж игры “Nightmare Fuel”)
А что если городские сородичи не имеют собственного Элизиума и каждый раз собираются в новых местах? Возможно местные вампиры находятся в большой опасности или… столь малочисленны, что им не нужно постоянное место для встреч. Да, второй вариант мне нравится больше. Это будет игра о сородичах живущих в ужасной глуши. Вряд ли местная Камарилья насчитывает больше 15-20 членов и испытывает потребность встречаться чаще чем раз в полгода. После небольшого ресерча я решил, что это будет штат Мэн. Огромная территория с очень низкой плотностью населения, да еще так хорошо разрекламированная Стивеном Кингом.
Вторая сцена отлично ложится на первую. Вот зачем нужно в спешке организовывать новый Элизиум и собирать внеочередную встречу. Пришла пора освобождать из торпора сородича, который много лет назад нарушил маскарад.
Отличная завязка! Теперь нужно превратить ее в сюжет. Потому что пока это никак не влияет на персонажей игроков.
“Ну и что?” – отличный способ быстро оценивать свои задумки. Развивать то, что дает потенциал для развития сюжета и на корню рубить скучное дерьмо, которое ни к чему не ведет. Помните, “Ну и что?” должен привести вас к конфликту.
Если вы не зададите себе достаточное количество вопросов “Ну и что?”, вам обязательно начнут задавать его скучающие игроки, у которых нет никакой мотивации ввязываться в конфликт.
Попробуем:
-В начале хроники игроки должны пробудить вампира, который нарушил Маскарад.
–Ну и что?
-Да, раньше этот вампир владел доменом, который сейчас принадлежит игрокам.
–Ну и что?
-Этот вампир Анарх, который хочет свести счеты со своими старыми обидчиками. Он будет пить много крови, привлекать в домен новых сородичей.
–Ну и что?
-У вас очень маленький домен. Наверняка это всполошит жителей города и у вас начнутся большие проблемы.
Все, мы пришли к конфликту. Героям нужно действовать проактивно, чтобы пробудившийся вампир не разрушил их привычную жизнь. Сейчас можно начать придумывать кто такой этот Анарх, кто в городе Князь, есть ли тут капелла Тремер, но мы сразу возьмем быка за рога и создадим наш первый Фронт.
Создание Фронта
Фронт — это набор связанных между собой угроз. Угрозы — это люди, места и условия, которые, в силу своей сути или в результате своих действий, неизбежно угрожают персонажам игроков.
Таким образом, фронт — это все отдельные угрозы, вытекающие
из данной угрожающей ситуации.
Пост-Апокалипсис (изд. “Saf-Gang”)
Теперь посмотрим инструкцию по созданию фронта:
- Выбери основной недостаток.
- Создай 3-4 угрозы.
- Запиши его цель/тёмное будущее.
- Запиши 2-4 вопроса-ставки.
- Сделай список действующих лиц фронта.
- Создай общие счётчики фронта.
Я решил, что первый фронт будет описывать положение дел в домене игроков. Пробежавшись по карте Мэна я остановился на небольшом прибрежном городке Роклэнд численностью в 7,5 тыс. человек ( если вы любите высчитывать сколько сотен тысяч человек приходится на одного сородича, я искренне извиняюсь за то, что произошло с вашим креслом). Википедия говорит, что местные жители живут в основном за счет туристического бизнеса и имеют тесные связи с береговой охраной (звучит интересно, обязательно надо использовать!)
Основной недостаток
- Голод
- Угасание
- Невежество
- Страх
- Жажда
- Отчаяние
- Зависть
- Амбиции
Спроси себя, чей голод угрожает персонажам игроков? Чья жажда им угрожает? Чье невежество? И так далее, по списку. И очень скоро — бах! — ты поймёшь, что «КОНЕЧНО! Есть соперничающий вождь, и его зависть им и угрожает. Отлично!»
Пост-Апокалипсис (изд. “Saf-Gang”)
Заметьте, какой акцент ставит Бейкер. Недостаток фронта должен нести угрозу игрокам. У Роклэнда может быть множество недостатков, но я выбираю тот, который напрямую влияет на игроков – Угасание. Молодежь уезжает из Роклэнда, потому что ловить здесь особенно нечего. Через какое-то время этот городок может совсем опустеть.
Угрозы
Тут Бейкер застает меня врасплох. 3-4-х угроз у меня пока нет. Но это не повод останавливаться. Я распишу одну угрозу, а когда появятся новые идеи, вернусь сюда снова.
Апокалипсис предлагает нам 5 типов угроз:
- Вождь – лидер и те, кто находятся у него под контролем.
- Аномалия – человек (или сородич, например), чья человечность каким-то образом искалечена.
- Ландшафт – некое место, которое несет опасность.
- Бедствие – это нечто угрожающее. То что делают люди или то, что происходит или то, что уже произошло.
- Звери – группа людей, с лидером или без, действующих не сплоченной, иногда временной, группой.
Я решил, что пробудившийся анарх будет Вождем. Книга предлагает мне выбрать к какому типу Вождей он будет относится. Это поможет мне лучше сформулировать концепт персонажа и узнать его доминирующий импульс
- Работорговец (импульс: владеть и торговать людьми)
- Матка (импульс: пожирать и роиться)
- Пророк (импульс: обличать и ниспровергать)
- Диктатор (импульс: контролировать)
- Коллекционер (импульс: владеть)
- Альфа (импульс: охотиться и доминировать)
Может быть это банально, но я хочу, чтобы мой Анарх был Пророком. Нет, это не значит, что он будет рассказывать всем о Геене. Еще раз повторюсь, что на названия нам лучше вообще не обращать внимание. Главное – это определить импульс.
Мне хочется, чтобы он “обличал и ниспровергал”.
Теперь книга предлагает нам выбрать Ход. В Апокалипсисе Мастер Церемоний (Рассказчик) не тратит время раздумывая, что будет делать его НПС. Он делает ход, из списка ходов для данной угрозы. Поверьте, это очень удобно.
Ходы для Вождей:
- Обойти кого-то с фланга, загнать в угол, окружить.
- Внезапно, прямо и очень жёстко кого-то атаковать.
- Атаковать кого-то осторожно, сохраняя резервы.
- Захватить кого-то или что-то ради преимущества или информации.
- Продемонстрировать силу.
- Продемонстрировать порядок.
- Предложить переговоры. Потребовать уступки или подчинения.
- Захватить территорию, войти на неё, заблокировать её, атаковать её.
- Подкупить чьих-то союзников.
- Внимательно кого-то изучить и нанести удар в слабое место.
Мне нужно выбрать ходы, которые будет обычно совершать Анарх (давайте уже дадим ему имя. Я решил, что его будут звать Катти). Как он реагирует на угрозы? Что он делает для достижения своих целей? Каким способом он станет решать свои проблемы?
Я выбираю:
- Внезапно, прямо и очень жёстко кого-то атаковать (Думаю, Катти не из робкого десятка и вряд ли долго раздумывает перед тем, как решает надрать кому то задницу)
- Продемонстрировать силу (Катти не из тех, кто отсиживается и прячется по углам. Он не боиться показать силу)
- Захватить территорию, войти на неё, заблокировать её, атаковать её (да, Катти везде себя чувствует как дома. Особенно в Роклэнде)
Я знаю, это все выглядит как жуткое упрощенчество. Разумеется Катти может делать тысячу других вещей. Не воспринимайте это как инструкцию к шахматной фигуре (ходить только буквой “Г”). Это концепция, которая позволяет вам быстро принимать решения исходя из характера НПС.
Пример:
Один из персонажей игроков переходит Катти дорогу. Возможно он высмеивал Катти за его спиной.
Что будет делать Катти? Вряд и он ответит на колкость колкостью. Я выберу ход: Продемонстрировать силу.
“Катти улыбаясь подходит и дружески кладет ладонь на твое плечо. Его пальцы впиваются в твою плоть как ковш бульдозера в землю. Наверное, твое предплечье уже сломано:
-Я слышал, ты вчера рассказывал всем очень смешной анекдот. Повторишь его для меня?”
Ладно, теперь нам стоит остановиться и продумать кто же такой этот Катти. Пока расписывал его как угрозу у меня в голове уже сформировался концепт.
Катти – бывший рок-исполнитель, песни которого до сих пор слушают по всему США. Он владел собственным музыкальным лейблом и продолжал выступать даже после становления. Больше двадцати лет назад Катти обвинили в нарушении Маскарада (кто-то разорвал горло его смертной-подружке) и приговорили к торпору.
Пробудившись Катти узнает, что его музыкальный лейбл и права на все песни принадлежат местному Князю. Он остается в штате до тех пор, пока не получит причитающиеся ему деньги. Нет… я не очень верю, что Катти будет яростно сражаться из-за денег. Его истинная цель – узнать, кто же расправился с его подругой, которая была так ему дорога.
Счетчик угрозы
Счётчик — это напоминание тебе, МЦ, что у твоих угроз есть импульс, направление, планы, намерения, желание действовать и логично реагировать.
Создавая угрозу, если ты представляешь себе её будущее, сделай для неё счётчик. Можно добавлять счётчики и к уже созданным угрозам.
Вокруг счётчика запиши то, что случится:
- До 9:00 это приближается, но его можно предотвратить. Какие есть признаки? Какие условия? Какие этапы?
- С 9:00 до 12:00 это уже неизбежно, но ещё есть время подготовиться и постараться пережить последствия. В чём это выражается?
- В 12:00 угроза выражается активно и в полной мере. Как именно?
Во время игры продвигай счётчики вперёд, каждый со своей скоростью, заполняя сегменты.
Пост-Апокалипсис (изд. “Saf-Gang”)
Я думаю, что у Катти будет два счетчика:
Первый: “Расследование гибели девушки (пусть ее будут звать Хлоя)”.
Второй: “Конфронтация с Князем”.
Катти подозревает, что в убийстве Хлои замешан Князь, так как после этого он забрал себе всю собственность Катти и нажил на этом приличное состояние. Поэтому, одновременно с расследованием он будет искать поводы для прямого конфликта. Если Катти узнает правду о смерти Хлои (у меня пока даже нет идей, о том кто это сделал. Точно не Князь), второй счетчик автоматически будет разрушен. Катти переключится на убийцу и забудет о Князе.
Но если счетчик “Конфронтация с Князем”. Дойдет до 9 (…это уже неизбежно, но ещё есть время подготовиться и постараться пережить последствия) прямое столкновение будет неизбежно, хочет того Катти или нет.
Расследование гибели Хлои
3 – 6) Сбор улик (мы делаем очень широкие мазки. “Кто-когда-зачем” – разберемся позднее) 9) Решающая улика. После того, как Катти найдет ее, ход расследования изменится на 180 градусов. 10) Катти узнает истинные мотивы убийства Хлои . 11) Катти узнает имя Убийцы и тех, кто за ним стоит. 12) Расправа с Убийцей. |
Конфронтация с Князем
3) Катти публично требует свои деньги. 6) Катти избивает гуля, который принес тонкий конверт “с подачкой” от князя. 9) Катти исполняет несколько своих песен на сцене рок-клуба, в котором его очень хорошо знали (Это точка невозврата. За такое грубое нарушение маскарада Катти упрячут в торпор навсегда. Тем не менее, находятся сородичи, которые предлагают Катти альтернативу, если он расправится с Князем) 10 – 11) Катти прячется ото всех, активно питаясь на ночных улицах Роклэнда. В городке начинается паника. 12) Катти нападает на Князя. |
А как это все относится к персонажам игроков? Второй счетчик двигается гораздо быстрее первого. Если игроки будут игнорировать Катти и его попытки раскрыть дело, темное будущее Роклэнда сделает их домен непригодным для существования.
Значит ли это, что игроки обязательно должны расследовать гибель Хлои? Вовсе нет. Игроки могут полностью полностью проигнорировать эту часть сюжета? Да, могут. Более того, они могут захотеть помочь Катти расправиться с Князем или напротив, решат избавиться от Анарха.
Замысел / темное будущее
Сейчас мы должны описать тот ад, который наступит, если персонажи игроков будут игнорировать Фронт. Хорошо, попробуем:
Готовясь к покушению на князя Катти Хоул высушит до полусмерти 3-5 жителей Роклэнда. Камарилья наверняка сможет преподнести это как последствия какой-то тяжелой болезни, но туристов после таких новостей Роклэнду не видать. Жители оставшиеся без работы начнут покидать город, делая домен персонажей непригодным для жизни.
Меня смущает то, что Роклэнд – так себе домен, чтобы за него держаться. Ну потеряют они этот домен, ну и что?
Поэтому я повышаю ставки. Городские власти привлекают деньги на строительство огромного парка аттракционов. Это создаст новые рабочие места и привлечет в город толпы туристов. Роклэнд может стать очень лакомым кусочком через пару лет и персонажам игроков не захочется его потерять.
Ставки
Ты можешь делать ставки самых разных масштабов, но пока что ограничься такими:
- Обстоятельства или условия жизни человека или небольшой группы.
- Жизнь или жизни человека или небольшой группы.
- Безопасность, успех, неудача, развитие или упадок некой конкретной организованной группы людей.
Пост-Апокалипсис (изд. “Saf-Gang”)
Итак, пока мои ставки звучат так:
- Удастся ли жителям Роклэнда добиться строительства Парка аттракционов?
- Удастся ли персонажам игроков уберечь Роклэнд от неуемного Катти Хоула?
Сюда обязательно войдут и личные ставки игроков, когда они пришлют вам концепты своих персонажей.
Пример
- Сможет ли Лана заработать на той недвижимости, которую собираются выкупить под снос для постройки парка аттракционов?
- Удастся ли Марку подговорить Катти свалить в Калифорнию, когда все вопросы в Мэне будут решены?
- Сможет ли Джалил найти себе приличный хэйвен или так и будет ютиться в старом канализационном коллекторе?
Добавляем угрозы
Нам нужно добавить еще пару угроз, чтобы фронт стал действительно объемным. Мне бы хотелось раскрыть “человеческую” сторону Роклэнда, поэтому обе угрозы так или иначе будут связаны с местными жителями. Более того, я не хочу, чтобы история со строительством парка аттракционов была завязана на одном Катти.
А что если не все жители Роклэнда хотят, чтобы в их городке построили “Чертовы карусели”?!
Читая о Роклэнде, я узнал, что местные жители в хороших отношениях с береговой полицией. Думаю, что в городе вполне может быть небольшая банда контрабандистов, которая этой дружбой очень дорожит. И члены этой банды не в восторге от того, что город ждут серьезные перемены.
Название:Банда контрабандистов
Угроза: Звери
Тип : Семья (импульс: смыкать ряды, защищать своих)
Ходы:
- Совершить спланированную атаку с чёткой целью.
- Потребовать уважения или снисхождения.
- Твёрдо подчиняться власти или отрицать её.
Описание: Ларри Барнс – потомственный контрабандист. Он и его банда зарабатывают тем, что ввозят в страну запрещенные к продаже лекарства из Канады.
Этих ребят побаиваются и уважают в городе, потому что они защищают малый бизнес от ненасытных корпораций (вы не встретите в Роклэнде ни одного Волмарта). Скорее всего они станут скупать землю и откажутся продавать ее городской администрации.
Счетчик угрозы:
Сопротивление контрабандистов
3 – 6) Поиск слабого места. Крепко сбитые парни разъезжают по будущему району застройки и расспрашивают местных жителей об их планах. 9) Ларри покупает участок в самом центре предполагаемого района застройки. 10 – 11) Городские власти пытаются выкупить у Ларри землю. 12) Строительство парка сворачивается на неопределенный срок |
Настало время для третьей угрозы. Знаете что? Быть вампиром в городке с населением 7,5 тыс. человек – та еще проблема. Город в котором все друг друга знают – проблема сам по себе.
Название: Роклэнд и его жители
Угроза: Ландшафт
Тип : Лабиринт (импульс: ловить, мешать передвижению)
Ходы:
- Закрыть путь.
- Выставить что-то всем напоказ.
Описание: В Роклэнде очень любят чужие секреты. Почему Марк так и не пришел на выпускной к своей младшей сестре? Где Лана покупает продукты? Не у меня и не у тебя, она что их в Портлэнде заказывает? Моя дочь упала в обморок на остановке, пока ждала свой автобус. Ну вы понимаете. Это место – сущий ад для вампира.
Персонажи: Шериф Марта Стоун, Дворник Эдди, курьер Джон, и т.д.
Счетчик угрозы:
Любопытный Роклэнд
3 – 6) Кто-то из персонажей привлекает внимание местных жителей 9) Кто-то из жителей города начинает следить за вами. 10 – 11) Он замечает что-то действительно странное! 12) Он понимает, что вы сверхъестественные существа. |
Подводим итоги
Ну, что наш фронт почти готов. Осталось как следует расписать Катти Хоула и додумать детективную историю. Следующим моим шагом станет создание фронта “Камарилья” в котором будет гораздо больше угроз и объемных НПС персонажей. Большинство образов и сюжетных ходов сложились пока я работал над первым фронтом, так что главное в этом деле – начать.
Советую не слишком заморачиваться с деталями. После того, как оба фронта будут готовы, вы можете попросить игроков написать концепты своих персонажей. Это лучшее время, потому что сейчас вас уже есть вводные от которых игроки могут отталкиваться. В тоже время, в истории еще много белых мест, которые можно заполнить или безболезненно изменить.
После того, как вы получите концепты, вам придется внести в каждый фронт изменения, чтобы персонажи игроков были максимально задействованы в происходящем.