Обзор дополнения “Red Tide” для “Labyrinth Lord”, часть 1
Больше всего Кевин Кроуфорд известен своими играми, либо вовсе не относящимися к фэнтези (космические приключения в “Stars Without Number“, постапокалипсис в “Other Dust“, лавкрафтианские мотивы в “Silent Legions“), либо подходящими к ним с необычной стороны (полубоги “Godbound” или южноафриканские мифы “Spears of the Dawn“). И, хотя в основе всех этих игр лежит классическая редакция D&D Молдвея, они весьма далеки обычных ретроклонов, так что некоторые пуристы даже отказывают им в чести принадлежать к “возрождению старой школы”. Тем не менее, в арсенале Кроуфорда имеются и материалы для самого что ни на есть классического представителя OSR – ретроклона “Labyrinth Lord“. Наиболее масштабные из них – сеттинг “Red Tide“, а также дополнения “An Echo, Resounding“, содержащее правила для владений, фракций и массовых сражений, и “Crimson Pandect – Handbook of Eldritch Lore“, посвящённое школам и правилам магии. Именно о сеттинге мы вам сегодня и расскажем.
Алое прошлое
Мир “Red Tide” был обычным сборищем земель, королевств и империй, вполне стандартным для фэнтези-сеттингов, однако триста лет назад всё коренным образом изменилось. Архимаг по имени Ламмах, главный провидец Божественной Империи, получил видения приближающейся мировой катастрофы, спасение от которой можно было найти лишь в одном месте. Однако никто из других предсказателей ничего подобного не увидел, так что, несмотря на высокое положение Ламмаха, к нему никто не прислушался. Тем не менее, видения архимага были столь ужасны и настойчивы, что он потратил свои собственные немалые капиталы на подготовку большого флота, который должен был послужить средством спасения от надвигающейся катастрофы.
Катастрофа не заставила себя долго ждать. Через три года после первых видений Ламмаха с востока пришла Багровая Волна – высокая стена алого тумана, поглощающая всё на своём пути и извергающая жутких чудовищ (всё как у Кинга, только цвет тумана другой). Видя, что противостоять напасти невозможно, император отправил Ламмаха с самыми ценными сокровищами и огромной толпой беженцев спасаться на подготовленных кораблях, а сам вместе с оставшимися магами постарался максимально задержать неумолимо надвигающуюся стену тумана.
Через шесть месяцев Багровая Волна поглотила весь мир, кроме небольшого архипелага под названием Острова Заката, на котором и нашли приют корабли Ламмаха, а также остатки флотов остальных государств. Острова эти были домом многочисленным племенам народа, называемого шу. Шу были весьма похожи на людей, если не принимать во внимание их страсть к затачиванию зубов и ритуальному шрамированию, и отличались крайней свирепостью, как к чужакам, так и к своим соседям. Во главе племён стояли королевы-ведьмы, держащие своих сородичей в повиновении с помощью магии, которую было дозволено изучать лишь женщинам. Поклонялись шу своему собственному богу, Шакуну. Именно кости этого бога, усеивавшие глубины островов, каким-то образом удерживали Волну, не давая поглотить архипелаг.
В целом же Острова Заката были жуткой дырой. В прошлом разные государства пытались прибрать их себе, но удалённость от всего, что только можно, и особая свирепость племён шу, делали эти затеи не стоящими затрат. Всё, что было на острове – это пара небольших колоний дварфов и северян.
В итоге беженцы высадились на самом большом острове архипелага – Эктау, и немедленно принялись отвоевывать жизненное пространство у шу. Аборигены превосходили поселенцев числом, однако разные племена ненавидели друг друга не меньше, чем чужаков, что и стало для них роковым. В ходе Очистительных Войн сам архимаг Ламмах погиб, однако шу были отброшены на запад, в горы, где и осели в качестве изгоев, которых постоянно унижали их сородичи с запада.
Через тридцать лет после высадки (она стала точкой отсчёта для нового календаря) на острове существовали четыре больших города. Сиан, построенный на руинах древнего поселения, был первым воздвигнутым городом и формальной столицей всего Эктау, в которой обитал Мандарин – правитель поселенцев. К северу высился порт Китаминато, построенный народом куэ; правил здесь архимаг Раи. К северо-западу айренгардцы основали окружённый высокими стенами Хоннберг – военизированный город-крепость. Наконец, в джунглях южного берега возник Тен-Люнь, изначально бывший магической академией, но вскоре превратившийся в полноценный город. Территории между Тен-Люнь и Хонбергом, которые назвали Вестмарком, были усеяны множеством более мелких городков и деревень.
Мир и процветание закончились на 120-й год после высадки, когда королева-ведьма Аграти объединила изгнанные в горы племена шу в WAAGH и направила их против захватчиков. Расслабленные почти столетием мира, поселенцы оказались практически беспомощны перед яростным напором аборигенов и понесли тяжелейшие потери. Вестмарк был практически полностью разорён. Хонберг едва продержался на пиках своих тренированных войск, пока орда не отправилась на поиски более лёгкой добычи. Магам Тен-Люнь пришлось прибегнуть к запретному колдовству, и лишь ценой жертвоприношений двух третей собственных жителей они смогли отбросить шу от своих стен. Архимаг Раи, правитель Китаминтано, был вынужден заключить сделку с Королями Ада и появившиеся из земли легионы демонов смогли защитить город от свирепых дикарей; цена за такое спасение, оказалась тяжёлой – полное поклонение и регулярные жертвоприношения демоническим повелителям.
Хуже всего пришлось Сиану, на который обрушилась основная мощь сил Аграти. Даже несмотря на поднятые городскими колдунами легионы мертвецов, город практически пал под натиском шу. Ситуацию спасла группа безымянных авантюристов: они проникли в лагерь вражеских сил и убили саму королеву-ведьму Аграти. Никто из этой группы бомжей-убийц не выжил, однако дело было сделано – потерявшие единое лидерство шу моментально вернулись к междоусобной грызне и вскоре были отброшены назад с помощью сил Хоннберга и Тен-Люнь.
Несмотря на спасение, последствия вторжения были крайне неутешительны. Вестмарк по-прежнему был наполнен мелкими группами шу, что привело к нехватке плодородных земель. Мандаринат Сиан потерял свою главенствующую роль на островах: Хонберг и Тен-Люнь учитывали его интересы, только когда те совпадали с их собственными, а Кинтаминтано следовал лишь желаниям своих демонических повелителей.
К трехсотому году после высадки ситуация выглядела достаточно мрачно: активизировались шу, потревоженные вторжением людей в Вестмарк, основные города занимались скрытым противостоянием друг с другом, иногда балансирующим на грани открытой вражды, а среди людей всё чаще стали появляться таинственные культы, поклоняющиеся Багровой Волне и таящимся в ней ужасам. Среди всего этого печального катаклизма нам и предлагается играть.
Народы островов
Благодаря тому, что флот беженцев состоял из судов каждого государства мира, население Островов Заката представляет собой мешанину из всех возможных народностей. В большинстве мест эти народности давно перемешались друг с другом, хотя в некоторых отдалённых поселениях всё ещё пытаются поддерживать “чистоту крови”. Кроме людей на архипелагах присутствуют и полулюди: дварфы, эльфы и полурослики; и, конечно же, нельзя забывать и об аборигенах архипелага – свирепых шу.
Айренгардцы
Эти светлокожие и светловолосые обитатели северной части Эктау отличаются редкой для островов набожностью и являются самыми известными поставщиками наёмников на архипелаге. Страсть к наёмничеству досталась им от предков, которые из-за бедности родной страны были вынуждены продавать свои услуги тем, кто больше заплатит. По сей день каждый айренгардец воин в той же мере, что и крестьянин или рыбак. Что интересно, для айренгардских женщин-наёмниц классическая “женская” работа считается оскорбительной, и немало носов авантюристов было расквашено за реплики в духе “сегодня твоя очередь готовить”.
Экшанти
Темнокожие, темноволосые и темноглазые экшанти – выходцы из старого города Экшант, некогда бывшего центром торговли старого мира. Подобно айренгардцам, экшанти выбрали свой путь из-за бедности родных земель, однако вместо наёмничества они подались в торговлю. Жизнь теперешних потомков древних купцов вращается вокруг богатства и престижа, что зачастую толкает не самых удачливых из них на путь приключений.
Гадаальцы
Горцы с эбеновой кожей и чёрными волосами славятся своими предсказателями, астромантами – сам архимаг Ламмах, предсказавший пришествие Багровой Волны, был выходцем из этого народа. И хотя после бегства на острова многие знания были безвозвратно потеряны, астромантия существует до сих пор. Гадаальцы предпочитают придерживаться традиций и живут в основном в горах и холмах большими кланами, хотя их провидцев, рейнджеров и скалолазов, ищущих приключений, можно встретить по всему архипелагу.
Имперцы
Основная народность старой Божественной Империи, худые, желтокожие и темноволосые. В своё время Империя была магократией, в которой ценилось знание и любовь к обучению. По сей день имперцы считают обучение чтению и письму не меньшей необходимостью, чем пища и кров над головой. Авантюристы этого народа – обычно бедняки, которых манит более богатая жизнь, или маги-недоучки, неспособные больше платить академиям и вынужденные заканчивать своё обучение самостоятельно.
Куэ
Нация знаменитых воинов и магов, в давние времена покорённая Империей после длительной борьбы. Со временем куэ влились в жизнь Империи: их самураи служили в имперских войсках, генералы вели имперские армии, а ямабуси практиковали магию в имперских академиях. Благодаря столетиям этого смешения, куэ по внешнему виду не отличаются от имперцев, разве что их мужчины, как правило, выше ростом.
После пришествия Багровой Волны из куэ выжили, в основном, простые крестьяне, обитавшие на берегах и промышлявшие ловлей рыбы. Их возглавил ямабуси по имени Раи, который вскоре покинул Сиан и основал новый город Китаминато для тех, кто давно желал восстановить независимость куэ. Во время вторжения шу Раи пожертвовал душами своего народа и стал адским Сёгуном. Тем не менее, далеко не все куэ стали рабами демонических сил – беженцы за пределами Китаминато ненавидят Сёгунат всей душой.
Скандры
Эти массивные черноволосые, светлокожие и светлоглазые люди, прославленные строители и печально знаменитые пираты, были единственными представителями человечества, имевшими поселения на Островах Заката до массового бегства от Багровой Волны. Благодаря большой дружбе с дварфами среди людей не найдётся лучших каменщиков, что серьёзно помогало скандрам в прошлом, когда рассерженные соседи пытались отомстить им за постоянные набеги. Имперцы говорят, что если скандра оставить одного на берегу на ночь, он построит каменную стену, если оставить его одного на месяц – он построит каменную башню, а если оставить на год – придёт его двоюродный брат и эту башню разрушит. Помимо искусного обращения с камнем, скандры – прекрасные мореходы, и их капитаны ценятся по всему архипелагу, несмотря на то, что иногда их пиратская кровь даёт о себе знать.
Дварфы
Как и все полулюди, дварфы некогда были людьми. Жестокая богиня по имени Подземная Мать держала их в рабстве, заставляя добывать в шахтах золото и драгоценные камни. Бесчисленные годы рабского труда придали дварфам их теперешний вид, но в один прекрасный день им это всё надоело – тогда они подняли восстание, убили богиню и разорвали её божественный труп на десять тысяч кусков. С тех пор дварфы не признают над собой богов, поклоняясь лишь духам предков, и люто ненавидят рабство, ставя свободу выше жизни.
После смерти на их души охотятся разъярённые осколки подземной Матери, так что призраки дварфов собираются в загробные поселения, чтобы вечно сражаться с останками своей бывшей хозяйки. С этим связана и страсть воинственных коротышек к накоплению богатств: они верят, что золото переходит с ними в загробный мир, где из него куются оружие и доспехи. Что интересно, золото не обязательно должно оставаться с телом похороненного дварфа навечно: считается, что через пару-тройку лет оно полностью “переходит” в загробный мир и его можно спокойно забрать – но только другим дварфам!
Эльфы
Эльфы некогда были обычным народом людей, однако в один прекрасный день их короли-философы пожелали достичь божественности, намертво привязав свои бессмертные души к плоти. Естественно, ритуал прошёл не так, как планировалось, и с тех пор в мире существует ровно сто тысяч эльфов, души которых бесконечно перерождаются снова и снова. Они объединяются в группы с общими интересами, называемые Кредо: некоторые преследуют героические цели, некоторые – зловещие, а некоторые настолько странные, что обычному человеку их понять невозможно.
Эльфы не могут иметь детей с людьми, однако время от времени душа эльфа вселяется в тело новорождённого человеческого ребёнка, в результате чего на свет появляется Потомок, обладающий весьма странными способностями.
Полурослики
Полурослики оказались в стане полулюдей, просто отвернувшись от богов: им надоели божественные дрязги и противостояния и они решили, что прекрасно проживут сами по себе. В ответ боги прокляли их половиной роста, чтобы безбожники боялись хотя бы других людей, однако усилия эти успехом не увенчались: полурослики физически неспособны испытывать страх. Их всегда с радостью принимают в любой группе наёмников, поскольку такое создание, как “трусливый полурослик”, просто не существует.
Шу
Насколько всем известно, шу являются коренными жителями архипелага. Они разделены на четыре больших племени, которые люди называют айренгардскими именами: орки, гоблины, хобгоблины и багбиры. Шу знамениты своим свирепым нравом и ненавистью как к чужакам, так и к соседним племенам; их ведьмы – достойные противники любым магам человечества. Внешне они очень похожи на людей, цвет их кожи варьируется от тёмного до оттенков зелёного; шу, не имеющий обычных для них татуировок, племенных клейм, ритуальных шрамов или заточенных зубов, вполне может сойти за обычного человека. Они могут иметь общее потомство с людьми, хотя это крайне редко происходит по обоюдному согласию, а рождающимся в результате полукровкам не рады ни среди племён, ни среди людей. При этом за шу вполне можно играть, а их ведьмы являются отдельным классом.
География и сообщества островов
Далее в книге описываются географические и культурные особенности архипелага.
Острова Заката располагаются между холодным и тёплым океаническими течениями, из-за чего их климат разнится от субарктического на севере до субтропического на юге. Эти же течения делают прямые путешествия между северным и южным островами крайне опасными, поскольку их столкновения порождают беспрерывные шторма и ураганы. Обходной путь по краю архипелага пролегает по более спокойным водам, однако здесь остаётся постоянная опасность быть затянутым в голодный туман Багровой Волны.
Архипелаг состоит из множества островов, и хотя исследователи и торговцы нанесли на карту очертания берегов практически всех, значительная часть из них до сих пор почти не исследована. Основными островами являются северный Актау, и южный Эктау; кроме того, в книге приведён краткий перечень других наиболее важных мест архипелага.
На Актау расположен город-государство Нордхейм, дом скандров, а также одно из поселений дварфов, Ангриммр. Эктау примерно поровну разделён между племенами шу и переселенцами. Основными государствами здесь являются Альтгриммр, древние руины дварфов, вновь заселённые упрямыми бородачами, Хоннбергский Пакт, Магократия Тен-Люнь, Сёгунат Севера и, конечно же, Мандаринат Сиана.
Альтгриммр
Древние руины Альтгриммра были покинуты дварфами в незапамятные времена и вновь заселены задолго до Багровой Волны. Выживание под постоянными атаками шу было весьма непростым делом, однако прибытие беженцев существенно упростило положение, позволив альтгриммрскому сообществу серьёзно расшириться.
Альтриммр находится в союзе с Хоннбергом и Сианом: несмотря на то, что в Сиане практикуется рабство в качестве наказания за преступления, Подземный Король дварфов считает это меньшим злом, нежели Тен-Люнь или Сёгунат.
Весь жизненный уклад Альтгриммра посвящён выживанию сообщества в целом. Их законы и обычаи строги и нерушимы, как того требует суровая подземная жизнь. Поклоняются дварфы духам своих предков – единственному, что стоит между ними и осколками их бывшей хозяйки, Подземной Матери. Впрочем, некоторые дварфы, называемые Раскаявшимися, отворачиваются от предков и возвращаются к поклонению Матери, заключающемуся в основном в пытках своих сородичей и самих себя.
В отличие от остальных народов, на практике придерживающихся равноправия полов, у дварфов мужские и женские роли в обществе чётко разделены: мужчины трудятся в шахтах, сражаются и строят, а женщины делают всё остальное, включая административную работу, торговлю и ремесло. Ограничения действуют в обе стороны: мужчина, желающий ковать доспехи, встретит столько же непонимания, сколько женщина, захотевшая взять в руки боевой молот вместо кузнечного. В поселениях дварфов даже существуют организации, борющиеся за права мужчин (и женщин тоже, хотя мужские более успешны в своей борьбе). Впрочем, подобное разделение не мешает решительным женщинам-дварфам браться за оружие и пускаться по дороге приключений.
Хоннбергский Пакт
Хоннберг обладает весьма неплохими природными ресурсами, однако его географическое положение крайне затрудняет торговлю: внутренние путешествия по морю до Сиана слишком опасны, а торговать с соседями-демонопоклонниками из Сёгуната набожные хоннбергцы не стали бы никогда в жизни; наземные же маршруты занимают слишком много времени. По этой причине хоннбергцы, как и их предки, предпочитают плугу пику – Хоннберг знаменит своими наёмными войсками, большая часть из которых служит на постоянном контракте с Сианом.
Как и полагается столь военизированному государству, законы Хоннберга суровы и беспощадны. Рабство здесь запрещено законом, зато активно практикуется смертная казнь, а понятие презумпции невиновности отсутствует. На военной же службе – регулярной или в составе группы наёмников, законы ещё более строги, и командир подразделения может казнить любого своего подчинённого: поддержание дисциплины считается у хоннбергцев одним из самых важных факторов боеспособности.
Практически все хоннбергцы принадлежат к той или иной компании – группе, созданной для взаимной помощи своим членам, которые выступают также дополнительным ополчением во времена кризисов. Помимо компаний, большинство жителей Хоннберга состоит в церкви Создателя, основной местной религии. Требования её весьма жестки по сравнению с другими верованиями: запрещено есть свинину, необходимо молиться минимум трижды в день, как минимум один день недели целиком посвящать отдыху и молитве, и т.п. Разумеется, подобная набожность не способствует хорошим отношениям с Сёгунатом Севера – любой, кто будет уличён в поклонении Королям Ада, скорее всего, окончит жизнь на виселице.
Мандаринат Сиан
Мандаринат Сиан находится в восточной части Эктау и является самым большим государством переселенцев. Спустя триста лет после высадки, Сианом по-прежнему правят потомки самого Ламмаха; впрочем, вскоре это наследие может быть прервано, поскольку нынешний Мандарин Сей-Вен МакЛаммах, несмотря на непростую ситуацию на архипелаге и возможность покушения, до сих пор не оставил наследника, предпочитая женщинам в своём гареме их охранников.
Общество Сиана чётко и глубоко разделено на три группы: составляющие абсолютное большинство простолюдины, учёные дайфу и благородные чжуху. Дайфу составляют чуть менее двух процентов населения и не обязательно имеют отношение к науке – получить билет в этот класс можно и через общественную службу или военное дело. Численность чжуху же составляет не более сотни человек на всё население Сиана. Различия в могуществе этих классов огромны, и закон практически всегда будет на стороне того, кто занимает более высокое положение.
Благодаря наследию Ламмаха, в Сиане широко распространена магия, однако её использование для вмешательства в чужую жизнь строго ограничено магистратами. В качестве наказания за преступления часто используется рабство, однако все рабы принадлежат городу и не слишком подвергаются плохому обращению. Что касается религии, то в Мандаринате можно молиться практически кому угодно, кроме Королей Ада и Багровой Волны – в этом случае нарушители вряд ли сумеют пережить гнев соседей и дожить до прибытия стражи.
Магократия Тен-Люнь
Расположенный на южном берегу Эктау Тен-Люнь обязан своим богатством в основном многочисленным рисовым чекам и плантациям лекарственных растений. Множество из трудящихся там рабов становятся жертвами набегов шу, однако хозяев плантаций это не особо заботит: в отличие от Сиана, в Магократии людей покупают и продают как скот (что не добавляет ей привлекательности в глазах Хоннберга и дварфов).
Жемчужиной Тен-Люнь является Академия Сияющей Мудрости – одна из величайших магических школ на всём архипелаге; однако цена за такое величие крайне велика. Большинство магов Тен-Люнь придерживается “Сшитого Пути” – магического течения, позволяющего колдунам достигать большего могущества за счёт человеческих жертвоприношений. Изначально это было суровой необходимостью перед лицом надвигающихся орд шу, однако со временем опьянение легкодоступной силой взяло верх над здравым смыслом, и маги Тен-Люнь принялись проводить всевозможные эксперименты над людьми безо всякого стеснения.
Общество Магократии поделено на простолюдинов и обладающими какими-либо магическими способностями Просвещённых, чьё социальное положение неизмеримо выше. Обычные законы, похожие на те, что действуют в Сиане, распространяются, в основном, на простолюдинов; в отношениях между Просветлёнными всё решает коварство и сила. Естественно, ни о каких ограничениях на использование магии, как это принято в Сиане, речь не идёт – колдуны Тен-Люнь пользуются всеми возможностями заполучить могущество, какие есть в их распоряжении.
Сёгунат Севера
Сёгунат – богатая страна, над которой постоянно висит тень её повелителей. Благодаря заключённому во время нашествия шу договору с Королями Ада, даже тамошние бедняки редко вспоминают о голоде, однако цена за это – полное подчинение своим демоническим покровителям.
Население Сёгуната в основном состоит из этнических куэ. Правит государством Сёгун Раи, Избранный Ада, жизнь которого продлевается тёмным колдовством и расположением его хозяев. Ему подчиняются даймё, полностью отдавшие повелителям Ада свои тела и души, а их волю выполняют самураи. В самом низу социальной лестницы располагаются торговцы, а чужестранцы и авантюристы и вовсе находятся практически вне закона. О распространённости же рабства красноречиво свидетельствует поговорка: “В Сёгунате не практикуют рабство, в Сёгунате просто не умеют практиковать свободу”.
Законы Сёгуната поддерживаются только ради того, чтобы всё сообщество не развалилось от анархии. В то время как жрецы демонов аплодируют убийству, воровству и насилию, все эти деяния, тем не менее, гарантируют медленную смерть, если преступник будет пойман. И то, и другое выгодно Королям Ада, поскольку преступления приближают душу к Аду, а казнь отправляет её туда прямиком; по этой причине магистраты иногда отпускают тех, кто совершил преступление впервые – их души вряд ли накопили достаточно грехов, чтобы отправиться в Ад.
На этом мы заканчиваем общее знакомство с Островами Заката, и в следующей части обзора рассмотрим изменения в классах и магии, предлагаемые в “Red Tide”, а также местный бестиарий и ресурсы ведущего.
Содержание
Багровый прилив. Часть 1: сведения о мире
Багровый прилив. Часть 2: магия, бестиарий, ресурсы ведущего